Участие в профориентационном проекте «Билет в будущее» помогает кубанским выпускникам сделать осознанный и взвешенный выбор профессии. По результатам исследования более 46% одиннадцатиклассников региона к завершению учебного года уверенно определились с будущей специальностью. Доля существенно выше среднероссийских показателей и говорит об эффективности профориентационной работы в регионе. Так, выпускники школы № 26 ст. Ереминской Лабинского района благодаря участию в проекте «Билет в будущее», посещению профориентационной выставки в парке «Россия - моя история» и различным профпробам не только выбрали будущую профессию, но и учреждение СПО, где ее можно получить. Сулейманов Данил поступил в Армавирский техникум технологии и сервиса на специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях», а Иванова Вероника стала студенткой филиала Анапского индустриального техникума в поселке Мостовском и изучает правоохранительную деятельность.
Теперь ребята делятся своим опытом с девятиклассниками, рассказывают им о проекте и учебе в техникуме. В течение года школьники также проходят диагностики, посещают экскурсии на производства, участвуют в ярмарках профессий и днях открытых дверей. Помощь и сопровождение наставников проекта помогают ребятам раскрыть свои сильные стороны и получить реальное представление о разных специальностях и профессиях, наиболее востребованных в регионе.
☝️Напомним:
Региональным оператором проекта «Билет в будущее» на Кубани является «Школа «Поколение» Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Призма», а основной площадкой для проведения выставки-практикума «Лаборатория будущего» и профессиональных проб является Исторический парк «Россия – моя история» в Краснодаре.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- развитие представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
- Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.